Реставрация антикварной мебели

Реставрация антикварной мебели процесс весьма трудоемкий. Он строится на нескольких базовых принципах. Обратите внимание на полноту проводимых работ. Реставрация антикварной мебели (за редчайшими исключениями) невозможна без полной разборки (переборки) и очистки предметов. То есть если в реставрации находится дубовый стол, ампирный гарнитур красного дерева или ореховая консоль, все они должны пройти идентичные этапы работы.

Реставрация антикварной мебели, как правило, требует комплексной работы нескольких мастеров разных специальностей. Это связано с тем, что старинная мебель очень часто выполнялась из материалов, не сходных по своим свойствам и фактуре, а, кроме того, богато украшалась декоративными элементами, резьбой и т.п. Реставрация старой мебели не может быть осуществлена самостоятельно в домашних условиях. Так можно очень легко повредить предмет мебели. Реставрационные мастерские способны выполнить все реставрационные работы, которые могут потребоваться в каждом конкретном случае. Ремонтно-реставрационные работы нужно проводить очень тщательно, соблюдая технологию реставрации антикварной мебели, которая, как и любой другой вид восстановления, имеет свои особенности. Реставрация деревянной мебели требует от мастера хорошего знания различных пород дерева и способов его обработки, которые использовались старинными мастерами.

Очень важно при проведении реставрационных работ правильно подобрать реставрационные материалы: это может быть ткань или ленты для обивки мебели, пружины для замены устаревших, шпон или дерево, которое используется для восстановления утраченных фрагментов. Заметим, что реставрация деревянной мебели, например, может потребовать от реставратора умения работать не только с деревом, но и с металлом, фарфором и другими материалами. Реставрацию мебели лучше всего производить по «месту жительства»: Петербург, Москва и т.д., особенно если предмет антиквариата, подлежащий восстановлению, довольно крупный и находится в плачевном состоянии. Впрочем, к действительно хорошему мастеру антикварную мебель можно отправить и в другой город. Все зависит от того, какой конечный результат вы хотите получить.

Шведское бюро из дуба. Классика доброй надежной антикварной мебели. Изящная форма и безупречные характеристики по эксплуатации.

Малое бюро из ореха. Поздняя, но не лишенная изящества, реплика начала XX века.

Ореховое кресло с ратангом.

Мы реставрируем самые разные предметы: шкатулки, дваны, столы и столики…

Процесс реставрации

1. Разборка: все предметы разбираются до последней мелочи, до последнего винтика. Не разбираются только безупречно склееные детали и каркасы.

2. Циклевка: старые лаки, иногда краска, бытовая грязь снимаются циклевкой. Каждый миллиметр поверхностей отчищается специальными ножами. Это довольно ювелирная работа, так как в старинной мебели почти всегда использовалось шпонирование поверхностей (то есть доски простой древесины покрывались тонкой фанеровкой древесины ценных пород, например, красное дерево, орех, карельская береза, дуб, венге и т.д.). Главная сложность, не повредить старый шпон.

3. Замывка растворяющими составами старых лаковых покрытий требуется часто, так как часть резных деталей и т.п. непрямых поверхностей нельзя отциклевать равномерно.

4. Восстановление утерянных элементов: почти всегда в антикварной мебели, поступившей в реставрацию встречаются сколы, выбоины; отсутствуют мелкие детали, например, обводки ящиков и т.п.. Порой отсутствуют ключевые детали, например, поручни кресел. Подбирается соответствующая древесина, такой же тональности что и оригинальная. В случае с фанеровкой необходимо найти аналогичный спил, то есть рисунок шпона должен соответствовать месту.

5. Сборка. Несложный казалось бы процесс требует особо тщания и внимательности.

6. Установка укрепляющей конструкции в местах сильных повреждений несущих элементов. Это значит, что, например, в мягкой мебели часть деталей после перебивки ткани трескается; кресла при перевозке часто повреждают (роняют) настолько, что даже после восстановления конструкции она уже не достаточно сильна, чтобы выполнять основную бытовую функцию.

7. Лакировка. Процесс чрезвычайно важный. Помимо основных непростых технологических требований (соответствующее помещение, сушилка и т.п.) требуется значительное старание и настойчивость. Как правило, мы используем современные высокопрочные алкидные лаки. По желанию заказчика покрытие может быть старинным: например, политура на основе воска или шеллака (шеллак изготавливается из панцирей определенных насекомых).

8. Обивка мягкой мебели. Начинается с воссоздания основы сидений: натяжка ремней (джутовые ленты), установка пружин, набивка конским волосом, пошив буртика и прочие работы в полном соответствии с оригинальной старинной технологией. После чего обивка тканью заказчика.

9. Дополнительные работы. Наши реставраторы уделяют внимание таким мелочам, как бытовое удобство эксплуатации. Это значит, что на ножки мебели клеятся специальные войлочные накладки, некомплектные или изношенные полки (в буфетах, книжных шкафах) меняются на новые: мореные и лакированные.

Реставрация антикварной мебели может преследовать две основные цели, которые, однако, тесно переплетаются между собой: реставрация старой мебели и дальнейшая ее консервация или реставрация мебели, которую затем будут использовать по назначению. В последнем случае ремонтно-реставрационные работы могут включать в себя дополнительные действия, например, наклейку на ножки мебели специальных накладок. В любом случае качественно проведенные реставрационные работы предполагают, что после реставрации предмет мебели можно будет применять так, как это задумывалось его автором.